Потенциал искусственного интеллекта и робототехники удивляет не только суперкомпьютерами, беспилотными автомобилями и прочими зрелищными демонстрациями. Автоматизация в обычной человеческой деятельности наступает семимильными шагами.
Для примера осмотритесь в аэропорту: продажи билетов во многих аэропортах успешно идут через автоматизированные киоски (в некоторых авиакомпаниях — доминируют над продажами через кассу). Процессы паспортного контроля в некоторых аэропортах могут занимать меньше времени, чем сканирование разного рода штрих-кодов с документов пассажира.
Пилот современного авиалайнера активно управляет самолётом всего лишь несколько минут, может быть до 20-ти минут из многочасового полёта. Остальное время работает автопилот. Эти и другие факты, о которых можно привести ещё множество примеров, формируют в обществе насущные вопросы.
- Каким же будет влияние автоматизации и роботизации во многих секторах экономики?
- Может ли человечество ожидать значительного улучшения производительности, освобождения людей от скучной работы, а также улучшения качества жизни?
- Должны ли мы опасаться угроз сокращения рабочих мест, нарушений в работе предприятий и роста социальной напряженности?
Эксперты компании McKinsey еще в 2015 году провели предварительное исследование, способное дать пусть не все ответы, но всё же привнести ясность в эту тему. Была проделана большая аналитическая работа, изучено более 2000 видов человеческой деятельности, которыми занимаются наёмные работники в разных отраслях экономики США.
Первое, что отмечают исследователи — при рассмотрении вопросов автоматизации неверно рассматривать её в контексте полной замены человека машиной. Очень немногие профессии могут быть автоматизированы полностью в ближайшей или среднесрочной перспективе. По некоторым оценкам, не более 5% профессий могут быть так глубоко подвергнуты автоматизации.
Скорее всего, будут пересматриваться и автоматизироваться отдельные бизнес-процессы и/или виды деятельности. Для примера, как была пересмотрена работа кассира (или операциониста) в банке с появлением и широким распространением банкоматов.
Итак, что же предлагают эксперты консалтинговой компании в качестве основы для рассмотрения вопроса автоматизации.
Автоматизация действий и операций
Эксперты рассмотрели более 2000 различных действий и операций для 800 профессий и оценили требования к ним по отношению к 18-ти способностям, которые потенциально могут быть автоматизированы. Эти способности варьируются от тонких моторных навыков и навигации в физическом мире до способностей воспринимать человеческие эмоции и говорить естественным языком. Затем была проведена работа по оценке возможности автоматизировать эти способности с учетом наличия имеющихся или передовых технологий.
В итоге было выяснено, что 45% трудовой деятельности уже сейчас может быть автоматизировано. При этом, если научить машины понимать «естественный» язык до среднего уровня, доля таких видов деятельности может быть увеличена ещё на 13%. Величина потенциала в 13 процентов отражает скорость, с которой сейчас идёт прогресс в области искусственного интеллекта и машинного обучения, а также говорит о некоторой недостоверности предположений исследователей в том, что может быть автоматизировано.
Во многих случаях технологии уже могут соответствовать или даже превышать медианный уровень требуемой человеческой производительности. Например, Narrative Science, система искусственного интеллекта в Quill, анализирует исходные данные и готовит отчет в считанные секунды, при том что сложно отличить его от написанного человеком.
Целый флот роботов в логистических комплексах Amazon работает сейчас с производительностью, в четыре раза превышающую скорость работы предыдущей системы компании.
Переопределение рабочих мест и бизнес-процессов
Согласно мнению экспертов McKinsey, не более 5% рабочих мест может быть полностью автоматизировано. Однако в более чем 60% профессий не менее чем треть работы может быть отдана машинам. Всё это заставляет переосмыслить работу по таким профессиям и трансформировать бизнес-процессы. Например, сотрудники кредитных организаций смогут меньше заниматься бумажной и аналитической работой, больше времени посвящая общению с клиентами и выяснению их потребностей.
Аналогичным образом, в сфере здравоохранения может быть автоматизирован диагноз многих проблем со здоровьем, оставляя врачам больше времени на неотложную помощь и давая возможность сосредоточиться на наиболее острых и необычных случаях.
Влияние на высокооплачиваемые профессии
Здравый смысл подсказывает, что в первую очередь автоматизации подлежат самые низкооплачиваемые и низкоквалифицированные виды деятельности. В результате исследования можно тщательно исследовать эту точку зрения.
Работа исследователей показала, что автоматизации поддается значительная часть деятельности высокооплачиваемых работников. Например, более 20% видов деятельности директора предприятия (CEO) могло бы быть автоматизировано с помощью современных технологий. Это рассмотрение и анализ отчетности, подготовка заданий для сотрудников и пр. В то же время, существует много недорогих профессий, где гораздо более низкий потенциал автоматизации (сиделка, озеленитель и т.д.).
Творчество и осмысление
На современном уровнем машины не могут творить или понимать человеческие эмоции (неизвестно, как долго сохранится такая ситуация). Поэтому эта область человеческой деятельности не поддается автоматизации.
Тем не менее, количество времени, которое оплачиваемые сотрудники тратят на эти «возвышенные» занятия, на удивление мало. Всего лишь около 4-х процентов деятельности в экономике США требует от сотрудника творчества на уровне средних человеческих возможностей. Аналогичным образом, только 29% трудовой деятельности включает в себя необходимость воспринимать и реагировать на человеческие эмоции.
Результаты этого исследования неоднозначны. С одной стороны, они отражают практически «бедственный» характер нашей профессиональной жизни. С другой стороны показывает потенциал для создания большого количества значимой работы.
Для топ-менеджмента появляются новые императивы: следить за скоростью и направлениями автоматизации, а затем определить, где когда и сколько инвестировать в неё. Степень, в которой руководители смогут принять эти приоритеты, будет влиять на темпы изменений в их компаниях и конкурентоспособность бизнеса.