Низкая мотивация персонала: как с ней работать

В какой-то момент времени руководитель начинает замечать тревожные симптомы в коллективе подчиненных сотрудников. Не нужно быть психологом, чтобы увидеть повышенную раздражительность или апатию у работающих рядом людей. Это состояние морального климата, без сомнения, снижает продуктивность работы подразделения или всей компании в целом.

Когда стоит всерьёз задумать о необходимости работать с мотивацией? На этот вопрос определенного ответа нет. Зависит, скорее всего, от «цены ошибки». Если идёт постоянный поток каких-то проблем и перебоев в работе. И этот поток в конце месяца «выливается» в круглую сумму. Или внешне всё работает нормально и, вдруг, «на ровном месте» – огромный ущерб или убыток для бизнеса.

В такой ситуации уместно говорить о снижении уровня трудовой мотивации сотрудников. Этот уровень может быть измерен с помощью одной из методик оценки вовлеченности (смотрите материал “Вовлекать – не значит развлекать”). Но и без такой оценки можно провести диагностику и разработать план действий по решению проблемы.

Ниже приведена своеобразная «дорожная карта» действий при появлении симптомов падения уровня мотивации сотрудников.

Шаг 1 – Найдите единомышленников

Коллектив обычно неоднороден, и руководитель может обсудить свои наблюдения по вопросу низкой мотивации с кем-то из вовлеченных сотрудников. Вовлеченных – значит неравнодушных к результатам работы, к отношениям в коллективе и другим моментам совместной работы.

Также в компании могут быть сотрудники службы персонала, которым «по долгу службы» необходимо вовремя диагностировать или поддерживать руководителя в решении этой проблемы.

Шаг 2 – Соберите информацию

Во-первых, это наблюдение за сотрудниками во время их работы и/или перерывов.

Во-вторых – беседы с людьми и выявление «раздражающих» факторов. Стоит задавать вопросы о том, что мешает работникам делать свою работу, что их беспокоит.

В-третьих, можно провести анкетирование или оценку уровня вовлеченности. Но этот способ требует привлечения квалифицированных специалистов. Дело в том, что сотрудники могут давать в ответах искаженную информацию. Специалист сможет организовать опрос так, чтобы получить правдивые ответы. А вот руководитель – не всегда.

Шаг 3 – Проведите обсуждение

После сбора информации её необходимо «переварить» и выявить истинные причины низкой трудовой мотивации. Лучше такую работу делать в группе, в виде дискуссии.

Обратите внимание, что сначала выясняем причины, делаем диагностику. Стандартная ошибка всех совещаний, обсуждений – сразу начинать предлагать готовые решения и ввязываться в дискуссию по их преимуществам и недостаткам.

Где искать причины падения трудовой активности? В первую очередь рекомендуется «пройтись» по факторам удовлетворенности персонала. Перечислим те из них, которые прежде всего могут быть источником проблем для всего коллектива. Их еще называют «поддерживающими» факторами:

  • Размер заработной платы (сравниваем, в первую очередь, по рынку);
  • Условия работы и обеспеченность спецодеждой, инструментом и приспособлениями;
  • Режим (график) работы, наличие возможности внутрисменных перерывов для отдыха;
  • Отношения с руководителем, его стили и способы управления, дисциплинарная практика;
  • Отношения в коллективе, наличие и частота конфликтов между сотрудниками;
  • Информированность персонала о ситуации в компании, о текущих задачах и планах.

Размер заработной платы часто называют главной причиной низкой мотивации сотрудников. Это не так. Демотивировать он начинает тогда, когда есть явное отставание от рынка труда. Поэтому поставьте эту причину в конец списка вероятных причин снижения мотивации, если платите «по рынку». Ищите дальше.

Шаг 4 – Выработайте решение

После того, как причины названы и все с ними согласны, начинается этап выработки решений. В каждом из конкретных случаев будет применяться своё, не типовое решение.

Решения, принятые в ходе дискуссии, рекомендуется оформить в виде плана мероприятий. Не стоит в его названии писать о повышении мотивации, лучше придумать какое-либо нейтральное название.

Низкая мотивация персонала

Читателю могут показать очень простыми перечисленные выше шаги. Всё очевидно. Однако практика показывает, что при решении любого рода проблем трудности возникают именно в том, чтобы организовать правильный и эффективный процесс выработки и принятия решений. Как правило, нет проблем со здравым смыслом и идеями по устранению факторов демотивации персонала.

Print Friendly, PDF & Email
Поделиться: