Должен знать каждый HR: что такое мотив в психологии

Начиная с определения понятия «мотив», необходимо отметить отличные друг от друга смысловые нагрузки, которые разные исследователи вкладывают в этот термин. Некоторые из них считают, что мотив — это объяснение того, почему человек поступил именно так, а не иначе. Другие же знаменитые психологи (например, А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов) считают мотив не чем иным, как психологическим стимулятором сознания — тоже распространенное определение.

Но именно с последней трактовкой не согласны многие современные тренеры по психологической устойчивости, а также нейролингвистическому программированию, которые считают, что мотивация сознания вообще и мотив к совершению какого-то одного действия — это совершенно разные вещи.

Для того, чтобы лучше понять саму суть мотива в психологии личности, следует рассматривать этот вопрос с нескольких сторон:

  1. Мотив как цель. Является наиболее распространенной, так как объясняет саму смыслообразующую суть мотива и отвечает на вопросы, как и зачем человек что-либо делает, что его подталкивает на совершение тех или иных действий. То есть, согласно этой точки зрения, мотив считается стимулятором потребности, но никак не деятельности. Кроме того, в данном случае остается непонятным, почему человек для достижения определенной цели прибегает к использованию каких-то определенных средств, а не иных;
  2. Мотив как потребность. Объясняет возникновение источника энергии для волевой активности;
  3. Мотив как намерение. Этот подход объясняет то, чего именно человек хочет достичь;
  4. Мотив в психологии как показатель устойчивого качества личности. Некоторые европейские психологи считают, что личные качества человека являются не менее важными, чем внешняя мотивация;

Мотив, потребности и мотивация в психологии

Мотивация в психологии — это совокупность мотивов (побуждений), которая определяет жизненную активность личности. Кроме того, имеет значение для мотивации потребность, совокупность ситуативных факторов, также в определенной мере детерминирующих поведение человека.

То есть, все вышеизложенное можно рассмотреть на определенном примере. Человек испытывает в чем -либо потребность (нехватку), однако до тех пор, пока у него не будет должного мотива (стимула), он не приступит к ее достижению. А вот то, насколько сильным должен быть мотив, предопределяют ситуативные факторы, поведенческие детерминанты. То есть, понятие мотива и мотивации тесно связаны между собой.

Наглядная ситуация

Человеку хочется есть. Потребность, причем ярко выраженная, «низменная», животная. Но у него по каким-то причинам нет возможности приобрести продукты питания. Мотивом в данном случае будет голод. Но для того, чтобы человек пошел и украл еду этого мотива будет явно недостаточно — срабатывает поведенческая детерминанта, которую еще можно назвать воспитанием, ведь на протяжении всей жизни внушали «не укради». Да и добавится к этому страх быть осужденным общественностью. Нет, не вариант — и человек продолжает терпеть голод.

Но в том случае, если изменится мотив — например, стимулирующим фактором будет страх голодной смерти, то тогда уже не сможет ничего удержать от предосудительного поступка. Хотя тоже, не всех.

Функции мотивов

Главной функцией мотива является стимулирование человека к действию. В данном случае следует выделять ситуативные мотивы, основные функции, которые побуждают к осуществлению сиюминутных действий (как правило, это низменные мотивы — страх, голод, злоба, боль), а также мотивацию сознания — совокупность мотивирующих факторов, которые и предопределяют жизненную позицию человека вообще. Выражаясь иными словами, они выстраивают личностную активность на протяжении всего периода существования индивидуума. Итак, какие же основные виды мотивации сознания принято выделять?

  • Сексуальная мотивация. Нет, не любовь (которая к ближнему своему как к самому себе и все прощает). Речь идет именно о сексуальном влечении мужчины к женщине и наоборот. Сильнее мотива нет и быть не может, и в этом нет ничего предосудительного.
Рассмотрим на конкретном примере — к человеку, который занимается (предположим) осуществлением ремонтных работ, обратился один из многочисленных клиентов и заплатил за услуги. Человек выполнил работу и получил свой гонорар. И тут же представляем другую ситуацию — к этому же человеку с аналогичной просьбой обратилась женщина, к которой он испытывает сильнейшее сексуальное влечение. Причем она пожелала, чтобы работа была выполнена бесплатно. Вообще, здесь без двойного смысла. Можно дать гарантию 100%, что ей этот человек все сделает намного лучше, чем первому клиенту, который заплатил. Вывод — нет ничего сильнее сексуальной мотивации, и функция мотива ясна — стимулирующая.
  • Страх. Тоже очень сильный мотив для сознания человека. Тот, который боиться наказания, причем боится его сильно, будет работать намного лучше, чем наемный работник.
  • Ненависть, злоба. Заставляет (мотивирует) человека совершать сиюминутные поступки, причем достаточно необдуманные и противоречащие зачастую вообще какому-либо здравому смыслу (все тоже самое можно сказать и про сексуальное влечение).

Еще одной функцией мотива является возможность посредством него осознать для самого себя, почему я поступил так, а не иначе. Или же другой человек — почему сделал определенные вещи, какой мотив у него был?

Например — пешеход перешел дорогу на красный свет и прямо перед едущими с большой скоростью автомобилями. Рисковал своей жизнью, по факту. Зачем? Все очень просто — у него был мотив не опоздать на работу, где за нарушения распорядка трудового дня его бы ждало неминуемое увольнение.

Основные мотивы человека

Принято подразделять виды мотивов на низменные и социальные — если первые больше связаны с банальными потребностями (еда, сон, половое влечение) и происходят на подсознательном уровне, то вторые имеют отношение к высшей нервной деятельности:

  1. Самореализация — мотив, стимулирующий человека раскрыть свои таланты, быть полезным обществу, в конце-то концов!
  2. Познавательный интерес — человеку в любом случае будет интересно узнавать что-то новое, можно сказать, что эта особенность заложена на генетическом уровне, а задачей внешнего влияния становится усиливать эту мотивацию;
  3. Самоутверждение — мотив, направляющий деятельность на то, чтобы доказать самому себе и социуму способность совершать те или иные поступки, достигать определенные высоты, добиваться каких-то результатов;
  4. Материальные стимулы (денежное вознаграждение) — как это странно ни звучит, но в определенной степени уступает всем перечисленным выше мотивам;
  5. Социальные мотивы (ответственность за ближних, слабых, в какой-то степени желание бороться за справедливость) — эти мотивы в большей мере предопределены поведенческими детерминантами, связанными с воздействием внешних факторов (того же социума);
  6. Идентификация с кумиром — в этом случае все просто, человек хочет быть похожим на того, кого считает идеалом.

Виды и классификация мотивов по мнению западных психологов

Приведенная классификация в большей мере связывает мотив и потребность человека:

  • Мотивы достижений — самореализация и самоутверждение. Индивидуум стремится доказать самому себе, что он способен совершить тот или иной поступок. Мотив достижения в психологии и педагогике приобрел огромнейшее коммерческое значение;
  • Мотивы успеха — соответствуют идентификации с кумиром. То есть, в этом случае возникает мотив к осуществлению определенной деятельности при оценке успехов другого человека;
  • Мотивы власти;
  • Мотивы аффилиации — стремление быть признанным общественностью, пребывать в окружении других людей, пользоваться их уважением;
  • Мотивы помощи — отождествляются с социальными мотивами (побуждение помогать слабым, попавшим в беду и так далее).

Иерархия потребностей по Маслоу

Известный западный психолог А. Маслоу выстроил так называемую пирамиду потребностей, которая предполагает четкую их иерархию от низших к высшим. Вот так выглядит предложенная им классификация потребностей:

  1. Витальные потребности — голод, сексуальное влечение, сон и т. д.;
  2. Потребность в безопасности;
  3. В принадлежности к какой-то определенной социальной группе, где человеку будет приятно находиться, и он будет чувствовать уважение по отношению к своей персоне;
  4. Потребность в уважении и почтении у своей персоны, а также к своим достижениям. Борьба за престижный статус в обществе. Особо важно для человека получать одобрение от тех людей, которые до определенного момента не испытывали какой-то благосклонности к нему;
  5. Когнитивная потребность — познание нового;
  6. Эстетическое наслаждение, чувство прекрасного;
  7. Потребность в самосовершенствовании, формировании определенных личностных качеств, развития себя как волевой личности.

Пирамида Маслоу

Первые две категории относятся к потребностям нужды, все последующие — к потребностям роста. Такая вот строгая иерархия.

Одним из принципиальных постулатов концепции Маслоу о потребностях является то, что невозможно по определению удовлетворение более высоких потребностей человека при неудовлетворенности более низкими. Говоря иными словами — голодному человеку не будет особо интересно познавать произведения искусства или же личностный рост. И это легко объяснить — неудовлетворенность витальными функциями формирует в головном мозге доминанту возбуждения, из -за которой и все остальные импульсы, поступающие к центральным отделам нервной системы, остаются не воспринятыми.

Что такое соподчинение мотивов?

Под этим понятием подразумевается доминирование более сильного мотива над менее выраженным. Для того, чтобы стало немного понятнее, как именно проявляется соподчинение мотивов, следует разобрать наглядный пример. Итак, ребенок хочет пойти погулять с друзьями, которые его зовут прямо сейчас. Мотив понятен — нежелание потерять уважение в обществе, быть принятым наравне со всеми и так далее. Но этот ребенок остается дома и рисует, потому что хочет этим порадовать маму. То есть, более высокий мотив доминирует над более низким, что связано с определенными поведенческими детерминантами и уровнем развития личности.

Необходимо различать понятия мотивы и потребности. Потребность — это нужда в чем-либо. Просто факт нехватки чего-то. Мотив — это же стимул компенсировать эту нехватку.