Мотивировать или демотивировать: 7 способов для руководителя

Никто не обходится так дорого, как босс, разрушающий моральный дух. Разочарованные сотрудники не имеют желания работать и покидают компанию при первой возможности, поскольку мотивации у них нет. Конечно, компании знают о важности вовлеченности и заинтересованности людей, но не все почему-то возлагают за это ответственность на руководителей. А зря, ведь мотивация зависит исключительно от руководящего менеджера, и сотрудники уходят чаще не из компании, а от своего босса.

Демотиваторы

  1. Вы придумываете массу нелепых правил. Конечно, корпоративный кодекс обязателен, но правила не должны выглядеть нелогичными попытками создания порядка. Кстати, даже парочка ненужных правил может раздражать людей. Если продуктивные работники ощущают, что за ними «следит большой брат», то они предпочтут найти иную компанию.
  2. Вы не замечаете результатов и достижений. Похвалу и внимание любят все, потому боссам стоит выяснить, как каждый работник хочет быть вознагражденным (повышение, общественное признание, финансовый бонус). Если же от руководства никакой благодарности нет, то и желанию работать взяться неоткуда.
  3. Вы нанимаете и продвигаете неэффективных людей. Хорошие сотрудники стремятся работать с такими же профессионалами. Если же боссы нанимают не тех людей, да еще и активно их продвигают — это мощный демотиватор для тех, кто работает качественно и ответственно, а в ряде случаев — даже и оскорбление.
  4. Вы относитесь ко всем безлично и одинаково. Увы, но одинаковое отношение ко всем уравнивает людей, и тогда разница между ленивцами и трудоголиками становится малозаметной, что никак не радует реально высокопроизводительных сотрудников.
  5. Вы закрываете глаза на некачественную работу. Говорят, что в музыкальной группе сразу же слышно плохого музыканта. В компании это происходит аналогично. Если вы разрешаете слабым звеньям работать плохо, то они будут тянуть вниз и всех остальных, особенно наилучших работников.
  6. Вы нарушаете данные обещания и обязательства. Если вы неизменно держите слово, то растете в глазах подчиненных, как надежный и достойный уважения человек (два очень важных качества у босса). Но когда вы игнорируете свои обязательства, то обязательно столкнетесь с аналогичным несерьезным отношением и к вам. Ведь когда босс ненадежен, то и остальной персонал становится расхлябанным и безответственным?
  7. Вы безразличны. Правильный руководитель знает, как найти баланс между профессиональным и человеческим. Такие боссы радуются успехам подчиненных, сопереживают с теми, кто переживает трудные времена, и помогают нуждающимся. Боссы безразличные всегда сталкиваются с высокой текучкой кадров. Сложно работать восемь часов в день, если ваш босс видит в вас только рабочий автомат.

Мотиваторы

  1. Помните о платиновом правиле. Правило золотое здесь не сработает, поскольку люди вряд ли жаждут одинакового отношения, да и стимулы у них разные. Кто-то хочет публичного признания, а кто-то — оставаться в тени и покое. Платиновое правило этот недостаток исправляет, так как предписывает относиться к людям так, как они сами этого хотят. Опытные руководители, кстати, отлично умеют «читать» свой персонал, а затем корректировать и их поведение, и их работу.
  2. Будьте строгим и сильным, но не суровым. Люди пойдут только за тем, кто умеет вести, и им нужен лидер, способный на жесткие решения и не сворачивающий с курса. Многие боссы допускают ошибку, пытаясь выглядеть властными, контролирующими и доминирующими. Сила же не в том, чтобы приказать и заставить, а убедить работника захотеть работать.
  3. Коммуникации — это диалог, а не монолог. Многие боссы грешат односторонним общением. Одни гордятся своей доступностью, но слышать и слушать не умеют и не желают. Другие не способны четко ставить цели, а третьим безразлична любая обратная связь.
  4. Будьте образцом для подражания, а не проповедником. Великие лидеры вызывают восхищение своими поступками, а не только словами. Многие боссы говорят о важности действий, но постоянно действуют только боссы успешные.
  5. Будьте понятным. От хороших боссов требуется прозрачность касательно целей, ожиданий и планов. Если начальство пытается приукрасить или замаскировать ситуацию, чтобы она казалась лучше, будьте уверены, персонал это заметит.
  6. Будьте скромным. Высокомерие босса мастерски уничтожает любую мотивацию. Успешные лидеры не думают, что они выше и лучше своих подчиненных. В своей должности они видят не пафос и престиж, а серьезную ответственность за своих подчиненных и рабочий процесс.
  7. Искренне интересуйтесь работой и жизнью подчиненных. Работники нередко устают и выгорают, потому не стоит загонять их, как лошадей, ради высокого результата. Разговаривайте с ними, проявляйте участие, а также не игнорируйте их настроение и поведение.