Эргономика офисного пространства или “фэн-шуй” для мыши с компьютером

Человеческий фактор во многом определяет успех любой компании. От того, насколько комфортно сотрудник чувствует себя на рабочем месте, зависит эффективность его работы. А комфортность во многом определяется тем, в каких условиях проходит трудовой процесс. Эргономика – наука, позволяющая комплексно оценить взаимодействие человека с орудиями производства, окружающей средой и обстановкой и создать условия, наиболее благоприятствующие безопасности, эффективности и комфортности процесса.

Эргономика офиса складывается из рационального планирования рабочего места и помещения в целом. При этом эргономика компьютерного рабочего места не менее важна, чем организация общего пространства.

Офисное пространство

Основа рационального планирования офисного пространства – разделение на рабочие зоны, создающие максимально комфортные условия для работы сотрудников, как в команде, так и самостоятельно.

Можно выделить три типа организации офисных помещений:

  • закрытый;
  • открытый;
  • комбинированный

При выборе одного из типов учитывается количество сотрудников, специфику их деятельности, взаимодействие между работниками, поток и передвижение клиентов, требуется ли групповая работа сотрудников или каждый из них работает индивидуально.

Так, участники групп, отвечающих за одно дело, не должны находиться в разных кабинетах. И, наоборот, не связанные между собой отделы лучше не размещать в общем помещении.

эргономика офиса - закрытая планировка
Рис.1: Закрытая планировка офиса

Офисные пространства кабинетного (закрытого) типа не позволяют эффективно использовать имеющиеся площади и требуют больших затрат на ремонт и уборку. Такой тип разделения пространства требуется в государственных учреждениях и компаниях, сотрудники которых выполняют задачи индивидуально или небольшими группами: финансовых и аналитических компаниях, конструкторских бюро, юридических фирмах и т.д.

эргономика офиса - открытая планировка
Рис.2: Открытая планировка офиса

«Открытые» офисы предпочтительны для служб техподдержки, отделов продаж и работе с клиентами, архитектурных и дизайнерских бюро. Системы open space позволяет не только решать рабочие процессы, но и приносит экономию на кондиционировании помещений, электроэнергии, других технических коммуникаций, уборка не доставляет проблем. Модульная организация офиса позволяет регулировать количество мест, добавлять или убирать их. Отделение рабочих мест перегородками или стеллажами позволяет использовать имеющуюся площадь с максимальной эффективностью, при этом сотрудники находятся под контролем руководства.

При этом следует учитывать и недостатки, которые имеет эргономика рабочего места в современном офисе, организованном по открытому типу. Стремление к тому, чтобы максимально использовать пространство может привести к неудобству передвижения, поэтому расстояние между стеллажами должно рассчитываться исходя из условий работы конкретной компании. Так же значительное количество людей в одном помещении создает шум и может вызывать проблемы визуальной изоляции – отвлекать человека от работы.

Комбинированный тип используется чаще всего. В этом случае для бухгалтерии и управленческого аппарата выделяются отдельные кабинеты, а рядовые сотрудники размещаются в разделенном на зоны перегородками общем зале.

Рабочее место

Основной принцип организации рабочего места – минимизация нагрузок, удобство и комфортность. Характеристика эргономики рабочего места определяется психологическими, физиологическими и антропометрическими требованиями. В соответствии с этим учитывается:

  1. Рабочая поза;
  2. Возможность охвата движениями и взглядом всего пространства и расположенных на нем предметов;
  3. Пространство, на котором размещается сам работник;
  4. Возможность работы с техникой, ведения записей, размещения необходимых материалов.

Характеристика рабочего места менеджера должна соответствовать определенным правилам и учитывать:

  • антропометрическую совместимость – соответствие размеров тела и его положения при работе;
  • сенсомоторнуюсовместимость – скорость моторных операций;
  • энергетическую совместимость – усилия, прилагаемые для выполнения действий;
  • психофизиологическую совместимость – реакцию на внешние эстетические параметры.

При этом одна из самых ответственных задач – подбор столов и стульев. Эргономика рабочего места с персональным компьютером. Если от стула требуется удобство посадки, которое может обеспечиваться подлокотниками, регулируемой спинкой и степенью мобильности, определяемой характером работы, то эргономика рабочего стола во многом задает скорость работы. Самой эргономичной признается угловая криволинейная форма столешницы. Но при Г-образной форме или слишком плавном закруглении сотрудник вынужден тянуться за бумагами. Кроме того, необходимо предусмотреть различные подставки, лотки и надстройки, обеспечивающие работу по принципу «все под рукой», чтобы в итоге исключить излишние затраты.

Кроме того, сейчас нет практически ни оного офисного работника, который не пользуется постоянно компьютером. Поэтому, будь это эргономика рабочего места секретаря, менеджера или руководителя среднего звена, она должна учитывать удобство взаимодействия человека и машины.

Компьютерная эргономика

Кроме формы и габаритов мебели, расположения человека относительно техники и размещения клавиатуры, монитора и других частей рабочего процесса, эргономика рабочего места за компьютером должна учитывать размеры и форму периферии.

Эргономика клавиатуры

Высота клавиш – выпускаются два стандарта: «slim» и стандарт. В первых клавиши имеют меньший ход и требуют более мягкого нажима. Они удобны при наборе текстов большого объема, так как меньше нагружают кисти рук. Если же у работника существуют проблемы со зрением, стандартные клавиши из-за большего размера, могут быть для него удобнее.

Компоновка – некоторые производители изменяют положение функциональных клавиш. Это вызывает неудобство и уменьшает продуктивность работы из-за того, что сотруднику приходится переучиваться или исправлять ошибки, появляющиеся из-за применения иных комбинаций. При выборе стоит учитывать этот фактор. Есть клавиатуры, выполненные в необычной (к примеру, угловой) форме. Такие изменения так же снижают эффективность работы и приводят к усталости рук.

Громкость нажатия – немаловажный аспект. Шум, вызываемый клавишами мешает самому работнику, и, еще больше, сотрудникам, находящимся рядом. А когда вместе работает несколько человек, такие звуки способны значительно влияют на комфортность коллектива. Звук должен быть как можно более тихим.

Цвет – несмотря на то, что большая часть клавиатур выпускается в черном цвете с белыми буквами, для постоянной работы удобнее обратное: черные знаки на белом фоне. Именно такая комбинация меньше нагружает хрусталик и не вызывает усталости глаз. Еще один нюанс, на который следует обратить внимание – стойкость краски. Если она со временем стирается, работник будет испытывать неудобство при поиске, а это повлияет на эффективность выполнения задач.

Компьютерная мышь

Эргономика мышки основывается на различных выступах и выемках, которые облегчают движения кисти и не дают уставать кисти. Корпус должен иметь максимально анатомическую форму, быть изогнут, а кнопки расположены под особыми углами. Особые мышки требуются левшам. Их выпуск налажен большинством компаний, но найти эти устройства в продаже достаточно сложно. Поэтому лучше заказывать их заранее.

Но главный ответ на вопрос, как определить мышь с удачной эргономикой, в том, что она должна подойти конкретному человеку. Так мышка, подходящая для крупного мужчины, не устроит миниатюрную женщину. Поэтому лучшим вариантом станет пренебрежение общим дизайном и некоторой экономией, а покупка каждым работником мыши «под себя».

Монитор

К рабочему монитору предъявляется меньше требований, чем к экрану того же игрового компьютера. Так угол видимого изображения не настолько важен. Но он не должен бликовать и отражать свет от других источников. Не настолько решающим становится и размер экрана. Более важно расположение монитора. Так оптимальный угол взгляда – 35 градусов, направление вниз, экран ни в коем случае не должен располагаться выше уровня глаз. Нельзя устанавливать рядом приборы освещения – это добавит нагрузку на глазной хрусталик.

В итоге, если будет учтена эргономика при работе за компьютером, правильно обустроена рабочее место и пространство офиса, исчезнут детали, доставлявшие дискомфорт и мешавшие работе сотрудников. Такие изменения позволят как увеличить эффективность, так и сэкономят время, которое тратилось на самостоятельное преодоление пусть даже незаметных сразу, но важных «мелочей».

Print Friendly, PDF & Email
Поделиться: