Мотивация персонала: виды, формы и технологии

Мотивация сотрудников в компании обычно рассматривается с точки зрения выбора правильных стимулов и мотиваторов. Цель простая — получить максимум эффективности сотрудников, полную отдачу своему делу.

Сам по себе набор мотиваторов и стимулов в арсенале руководителя может быть очень обширным. Ограничение, как правило, в ресурсах. То есть только финансовые возможности определяют величину мотивационного пакета для сотрудников организации.

Основная проблема в том, чтобы придумать и внедрить на практике систему мотивации. То есть установить на предприятии:

  • исчерпывающий перечень всех стимулов и мотиваторов, которыми могут пользоваться руководители;
  • условия, при которых могут использоваться перечисленные инструменты для мотивации персонала;
  • временные рамки (сроки) для применения стимулов;
  • финансовые или другие ресурсы, которые могут быть использованы в целях мотивирования персонала.

В одной из статей на нашем сайте были в общих чертах описаны три варианта построения системы мотивации персонала. В этом материале мы хотим рассмотреть перечень конкретных форм и видов мотивационных инструментов.

Сначала немного об общей схеме мотивации персонала. Мотивация как процесс состоит из четырех этапов:

  1. Сначала у человека формируется потребность (в еде, одежде, творчестве и т.п.)
  2. Затем у него под влиянием этой потребности появляется мотив или побуждение что-то делать, действовать. Не всегда потребность формирует мотив.
  3. Если побуждение (мотив) появились, то ,при некоторых условиях, человек начинает действовать. Он совершает какой-то поступок или изменяет своё поведение.
  4. В результате действий или поступков происходит удовлетворение потребностей (полное, частичное или не происходит)
процесс мотивации
Рис.1 — Процесс мотивации персонала

На каждом из этапов, кроме последнего, руководитель может мотивировать или стимулировать персонал. В чем разница между этими двумя понятиями?

При стимулировании сотруднику предъявляется что-то, по мнению работодателя, нужное или интересное ему. Затем называется условие, при котором он будет обладать этим стимулом (премией, доплатой, поощрением и пр.). Руководитель в этой ситуации выступает в роли “драйвера” для активности сотрудника.

При мотивировании работника ему не обещается никаких благ, однако руководитель обращается к имеющимся у сотрудника потребностям. Он должен грамотно показать человеку, как правильное трудовое поведение помогает ему достигать собственных целей. Здесь источником трудовой активности выступает сам работник, руководитель уже не должен быть для него “надсмотрщиком”.

Виды мотивации персонала можно рассматривать с двух позиций:

  1. Со стороны работодателя — какие стимулы можно применять к персоналу
  2. Со стороны работника — какие мотивационные типы сотрудников существуют

Важно, чтобы система мотивации обеспечила правильное сочетание этих подходов. То есть, к сотрудникам применялись подходящие им стимулы.

Существуют следующие виды стимулирования персонала:

  • Денежные материальные;
  • Натуральные;
  • Моральные;
  • Паттернализм;
  • Организационные;
  • Участие в управлении;
  • Негативные.

Более подробно содержание этих стимулов показано в таблице:

виды мотивации персонала
Рис.2 — Таблица по видам стимулирования

Технология мотивации — это совокупность или сочетание применения перечисленных видов и форм стимулирования персонала для повышения уровня производительности труда персонала и/или уровня его вовлеченности. На определенном этапе развития в системе подходов к управлению персоналом разных компаний могут преобладать стимулирующие или мотивирующие инструменты. Поэтому можно сказать о существовании, как минимум, двух технологий: мотивации и стумулирования.